Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
 
СТАТЬЯ О ПОЭЗИИ Е.СТЕПАНОВ

Одна из основных, на мой взгляд, проблем поэтики - критерии оценки поэтического текста. Как его оценивать? По принципу - нравится или не нравится, или все-таки с научной точки зрения? Или - совместив эти два подхода? Несколько лет назад я предложил термин 'тропонасыщенность', подразумевая под ним совокупность тропов и фигур, влияющих на суггестивность произведения. Доктор филологических наук А. Бубнов в беседе со мной развил эту идею и даже предложил ввести в литературоведческий обиход понятие 'коэффициент тропонасыщенности'. С одной стороны, все это, конечно, может показаться весьма комичным, с другой стороны, совершенно очевидно, что в литературном мейнстриме немало 'раскрученных' стихотворцев, которые стихов писать не умеют, никаких тропов и фигур в их текстах нет и в помине. А поэзия - это все-таки не только душа, но и прием, точнее - совокупность приемов. Проще говоря - мастерство.
Мне интересны приемы современных авторов, я восхищаюсь ассонансными рифмами Сергея Арутюнова, умением использовать центон Александра Кабанова, анаграммами и инсайдаутом Константина Кедрова и т. д. Тот или иной прием - всегда на поверхности, он доминирует, делает автора мгновенно узнаваемым и неповторимым.
Поэтика трагически ушедшего из жизни Андрея Ширяева максимально сложна и имеет, согласно терминологии А. Бубнова, максимальный коэффициент тропонасыщенности. Здесь нет ни одного приема, который бы нарочито бросался в глаза, многочисленные тропы и фигуры как бы не видны, о них не думаешь и не обращаешь на них внимания. Стихи представляют из себя единую монолитную субстанцию, в которой все точно на своем месте.
Печатался при жизни Ширяев очень мало, в журналах 'Арион', 'Дети Ра' и 'Футурум АРТ'. И вот новая - посмертная! - подборка в 'Детях Ра' (? 1 / 2016), составленная Натальей Крофтс. На мой взгляд, все стихи этой подборки превосходны. Это как раз тот случай, когда зрелый мастер, владеющий всем версификационным инструментарием, сумел выразить себя и время, сумел сделать совокупность приемов - изысканной и волшебной поэзией, которой нельзя не сопереживать.
Вот характерное стихотворение.

* * *
Вот мы и не увиделись. За лето
засохло все, что требовало влаги.
Сезон ресниц. Стрельба из арбалета
в бочонок из-под выпитой малаги.

Полет на наконечнике. Гитара
в холодных пальцах. Вспышка кокаина
и гонка на взбесившемся 'Камаро'
из джунглей в горы, вверх по серпантину.

И море. Пахнет порохом и сеном
от партизанской ржавчины и стали,
от ночи у старьевщика на сером,
когда-то разноцветном одеяле.

Прости. Немного слишком откровенны
желания и действия. На марке с
почтовым штампом - профиль Картахены.
Проси. Тебе воздастся. Это Маркес.

И это - одиночество. Беглянка,
монахиня, хранящая за крохи
любви чужую память, точно склянка
с водой из доколумбовой эпохи,

возьму тебя у терпеливой пыли,
войду, огнем и осенью наполню.
Ты говоришь, мы были вместе? Были.
Наверное, мы - были. Я не помню.

Приемы здесь самые изысканные - строчные анжамбеманы, неожиданные рифмы (eх. марке с-Маркес), аскетичная телетайпность речи и т. п. Но это не главное. А главное то, что стихотворение вызывает у меня (читателя) эмоции, я понимаю лирического героя, я понимаю, о чем трагически говорит автор. Он говорит о том, что нежные чувства быстротечны, о том жизнь проходит (прошла), о том, что шутки закончились. И тут 'дышат почва и судьба'.
Андрей Ширяев - выдающийся поэт. У меня в этом нет никаких сомнений.

* * *

Евгений Витковский - широко известный поэт-переводчик, антологист, исследователь и популяризатор поэзии Русского Зарубежья, автор исторических романов. И - прежде всего, восхитительный поэт, о чем свидетельствует подборка в журнале 'Дети Ра' (? 12, 2015).

* * *

Не понять - не постичь - не сберечь - не увлечь - не помочь.
На задворках Европы стоит азиатская ночь.

Это клен одинокий руками разводит беду.
Это лебедь последний крылами колотит по льду.

Это гибнет листва, это ветер над нею поник.
Это в городе ночью звучит неизвестный язык.

Только миг обожди - и застынет река в берегах.
Только миг обожди - и по горло потонешь в снегах.

Для кого - для чего - отвернись - притворись - претворись
В холодеющий воздух, стремящийся в гулкую высь.

:Что ж, лети, ибо в мире ноябрь, ибо в мире темно,
Ибо в небе последнем последнее гаснет окно,

Ибо сраму не имут в своей наготе дерева,
Ибо в песне без слов беззаконно плодятся слова.

Плотно уши заткни, сделай вид, что совсем незнаком
С этим странным, шуршащим меж листьев сухих языком.

Он неведом тебе, он скользящ, многорук и безлик -
Это осени клик, это пламени длинный язык.

Это пламя голодное желтые гложет листы,
И поручен ему перевод с языка темноты.
 
Best Wallpapers For You Sugrob Soft: Софт Руссификаторы Mp3 Video и прочее Получить трафик