Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
 
АРБАТ - АРБА - ГОРБАТ?

Опыт наивно-поэтического путеводителя
Нина ДАВЫДОВА, москвовед
Дмитрий ЦЕСЕЛЬЧУК, поэт

От метро 'Смоленская' к дому ? 53 на Арбате, оттуда к 'Московскому дворику' и к театру им. Вахтангова, по Кривоарбатскому к дому-цилиндру, на Сивцев Вражек, оттуда в Гагаринский переулок в гости к В. Штейнгелю, а от него в Большой Афанасьевский переулок и к Арбатской площади.

Итак, идем на Арбат. Походим по его кривым, истинно мос┐ковским переулкам, заглянем в сохранившиеся дворики, полю┐буемся деревянными особняками, познакомимся с музеями.
Не только москвичам известно это странное слово - 'ар┐бат'. Откуда оно? Арба? Горбат? Разные выдвигались версии, самая популярная из них - арабское происхождение названия, означающее 'предместье'. Исходя из первого летописного упо┐минания, возраст этих мест исчисляют с 1493 года. Тогда от забы┐той свечи в церкви загорелась Москва.
Территориально Арбат включает улицу с одноименным названием, начинающуюся от Арбатской площади (Бульварного кольца) и заканчивающуюся у кольца Садового, и кружево ар┐батских переулков, идущих от Пречистенской набережной (не┐которые исследователи считают, что набережную так назвали от улицы Пречистенки, и мы будем придерживаться этой версии) и заканчивающихся Новым Арбатом включительно. В средневе┐ковье Арбат начинался от кремлевских стен и доходил до Патри┐арших прудов.

Арбат

моя Мекка
бетонная Мекка
шагов на рассвете
я слушаю эхо
вдыхаю
твой ветер

В XVIII веке этот район облюбовало потомственное россий┐ское дворянство. Потом, в XIX веке, дворянскую знать начинает теснить зажиточное купечество. На смену Тру┐бецким, Лопухиным, Одоевским приходят Коншины, Морозо┐вы, Хлудовы. Появляется состоятельная интеллигенция - вра┐чи, юристы, преподаватели. Всегда, независимо от сословной принадлежности, на Арбате жили и живут художники, поэты, композиторы, артисты и прочие представители так называемой творческой интеллигенции и богемы.
Знакомство с Арбатом начнем от Садового кольца. Для это┐го надо выйти из метро на станции 'Смоленская' Арбатско-Покровской линии и пройти немного по Садовому кольцу в сто┐рону Смоленской площади.
В 1986 году эту улицу, первой в Москве, сделали пешеход┐ной, сняли давно привычный москвичам маршрут троллейбуса, установили декоративные фонари, разбили газоны, обновили фасады домов. Открылись новые рестораны, кафе. Появились уличные художники и музыканты.
На Арбате в доме ? 55 родился поэт Андрей Белый, дом ? 53 напоминает о счастливых месяцах начала супружеской жизни Александра Пушкина и Натальи Гончаро┐вой. Напротив этого дома, ставшего музеем, к 200-ле.тию поэта появился памятник работы скульптора Бурганова.
Удивительно разностильна архитектура Арбата: эклектика, классицизм, модерн, конструктивизм соседствуют друг с другом. Через несколько домов от мемориальной квартиры А. С. Пушки┐на вправо уходит переулок, напоминающий своим названием о средневековой слободе плотников. На углу Плотникова переул┐ка и улицы Арбат в 1935 году построили большой серый дом, уничтожив древнюю, XVII века, церковь Николы в Плотниках. В те годы улица была правительственной трассой, по ней И. В. Сталин ездил из Кремля на свою дачу в Кунцево. По всей трассе дежурили люди в штатском, они стояли в подъездах, про┐гуливались по прилегающим переулкам. Церкви - а их на одном только Арбате было целых три - 'мешали'. Но не будем отчаи┐ваться, не все было разрушено. В переулке неподалеку сохрани┐лась старинная церковь и небольшая площадь перед ней. Не┐большая, но знаменитая, больше известная не по своему назва┐нию, а по картине в Третьяковской галерее и по фамилии ее автора. Наверно, вы уже поняли, что речь идет о картине В. Д. Поленова 'Московский дворик'.

АРБАТСКИЙ ДВОР

Сентябрьским загаром крон
Прогорклостью прогулок
Как прежде, снова удивлен
Извилистый проулок.

Уликой женского белья,
Песочницею в липах
Мой дом, как некогда и я,
Мечтает о великом.

А над Москвой закат горит,
И, с облаков слетая,
Во двор садятся сизари,
Крылами пыль взметая.

Влево от здания театра им. Вахтангова, перпендикулярно Арбату, уходит Большой Николопесковский переулок, названный по бывшей здесь церкви Николы на Песках. В этом переулке в доме ? 11 жил в 1912-1915 годах выдающийся композитор Александр Скрябин. Эти годы были для него особенно плодотворны. 'По┐эма экстаза', 'Прометей', 'Божественная комедия' были сочи┐нены Скрябиным в этом доме, здесь же им были продемонстри┐рованы первые концерты светомузыки. Умер А. Скрябин молодым, 43 лет, отпевали его в стоявшем тогда напротив храме Нико┐лы. Церковь уничтожили в 1932 году, не посчитавшись даже с тем, что с Николы на Песках начиналась, возможно, летопись Арбата. В советские годы многие арбатские переулки были переименованы, но в кон┐це 80-х - начале 90-х годов большинству из них вернули старые названия, и теперь мы с вами легко ориентируемся в Москве, перечитывая классику, - Пушкина, Льва Толстого, Бунина.
Старые имена улиц, переулков, площадей могут многое рас┐сказать. Например, Спасопесковский переулок: даже если вы ничего о нем не знаете, по названию понятно, что в этом переул┐ке есть или был храм, посвященный Спасителю, и что почвы в этом месте песчаные. На противоположной стороне улицы Ар┐бат 'продолжается' Кривоарбатским переулком. Уж никак прямым его не назовешь. Действительно, изгиб у него довольно крутой. В этом переулке есть дом, о котором написаны статьи, диссерта┐ции, книги. И стихи.
ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ

Харыбина мне душу истомила
после уроков я и Калита
шли вслед за ней и робкои уныло
круг делая немалый неспроста
потом Харыбина Чулкову провожала
так шли мы друг за другом чередой
Харыбина ты не воображала
а я был восьмилетний молодой
я был сильней любого в нашем классе
и лишь перед тобой одной робел
но Мишка Калита мне нос расквасил
хотя в любви был робок и несмел
чем кончилось все не припомню даже
быть может я уехал или ты
В Кривоарбатском Круглый дом на страже
Той детской молчаливой маяты

Харыбина мне душу истомила

Дом ? 10 повлиял на развитие мировой архитек┐турной мысли. Ничего более странного вы больше не увидите в Москве: два вертикальных цилиндра, врезанные друг в друга, с множеством шестиугольных, вытянутых по вертикали окон. Зда┐ние трехэтажное, с балконом и надписью, сообщающей имя авто┐ра - архитектор Константин Мельников. Построен в 1927-1929 годах на земле, отданной зодчему в частную собственность. 'Это в те-то годы, в годы повсеместной национализации!' - по┐думаете вы. И тем не менее именно в 20-е годы на Арбате нача┐лось строительство экспериментального жилого дома, особняка советского времени. Дом Константина Мельникова вполне мож┐но назвать одним из шедевров советской архитектуры. К.Мельниковым созданы в Москве несколько зданий рабочих клубов, самый зна┐менитый из них - клуб имени И. В. Русакова на Стромынке. Собственный дом Мельникова сейчас принадлежит его по┐томкам, окружают дом бывшие доходные дома.

А теперь мы повернем налево и окажемся в переулке с очень странным названием Сивцев Вражек.
Переулок Сивцев Вражек по протяженности может почти сравниться с самим Арбатом: начинается от Гоголевского буль┐вара, идет параллельно Арбату и заканчивается у Денежного переулка. Хотя сказать 'идет параллельно' - это для москов┐ских улиц, признаться, очень большая натяжка. В центре легко заблудиться, вернее, закружиться в кривизне, изломах улиц и переулков. Сивцев Вражек в этом смысле не исключение. Конеч┐но, не специально москвичи создали такую путаницу, просто в средневековье не вызывали бульдозер, чтобы выровнять строй┐площадку. Строили, исходя из особенностей места. Если холм - его не срывали, и 'лепились' дома по склонам, препятствие ред┐ко уничтожали - себе дороже. Сейчас мы удивляемся, как же умели наши предки выбрать место для строительства храма, дома, усадьбы, монастыря. А они просто не конфликтовали с природой, жили и строили во взаимодействии с ней. Вот так постепенно создавалось неповторимое кружево арбатских переулков. На Сивцевом Вражке в древности был овраг, по которому текла реч┐ка Сивец, или Сивка, существует и то и другое названия. В нача┐ле XIX века речушку убрали в трубу. Возможно, цвет воды в реке был серого - сивого, оттенка; возможно, на берегу пас┐лись царские лошади сивой масти. Помните: Сивка-Бурка?.. впадала река в ручей Черторый, а он, в свою очередь, - в Мос┐кву-реку (недалеко от храма Христа Спасителя).
В Сивцевом Вражке мы сначала подойдем к деревянному дому ? 30, хотя определить, что он деревянный, довольно сложно.
Настоящий барский дом: с фронтоном, колоннами, больши┐ми, парадных пропорций, окнами. Штукатурка скрывает подлинный материал, из которого он построен. Перед нами один из образцов деревянного московского ампира, появившихся на Ар┐бате после пожара 1812 года. Местные жители давно называют этот дом 'аксаковской тридцаткой', в 40-е годы XIX века Сергей Тимофеевич Аксаков, преданный Арбату литератор, жил в этом доме.

АКСАКОВСКАЯ ТРИДЦАТКА

':подступят к ночи головы детишек,
играющих в лапту и жгущих толь'
Татьяна Реброва

Мы за татарвой по сараям,
Те сгинули в пару минут:
В войну, что ли, с ними играем,
А липы над нами цветут.
Аксаковская тридцатка,
Где нынче с портретом доска.
Жилось нам порою несладко,
Но не заедала тоска.
:Войны незажившие раны -
утраты твои и мои.
Пока били фрицев Иваны,
Пока грохотали бои, -
Нас всех еще не было в планах
(Вот выжил бы только отец),
И жизнь наша в этих Иванах
Вставала и шла под свинец

Мы - первые мирные дети,
Рожденные в сорок шестом.
Мой выпуклый лоб на портрете
Детсада помечен крестом.
Распахнутый кителя ворот
И непригибавшийся чуб.
Студента встречающий город
И жуть отвечающих губ.
И первые взрослые планы,
И первенец на руках:
Пока били фрицев Иваны,
Я и не мечтал о стихах,
Меня еще не было в планах
(Вот выжил бы только отец),
и жизнь моя в этих Иванах
вставала и шла под свинец.

Сивцев Вражек воистину писательский очаг - Лев Толстой снимал квартиру в доме ? 34 в 1850-1851 годах. В домах ? 7 и ? 25, принадлежавших родственникам Александра Иванови┐ча Герцена, собирались единомышленники писателя, обсуждая извечно русское 'кто виноват' и 'что делать'. А кстати, роман А. И. Герцена 'Кто виноват?' был написан в доме ? 27, в нем и в 'аксаковской тридцатке' сейчас открыты литературные музеи.
За Калошиным переулком Сивцев Вражек пересекает Ста┐роконюшенный, в этом месте в XVIII веке размещалась Коню┐шенная сторожевая слобода.
Нас с вами привлечет в Староконюшенном дом ? 36. Со┐вершенно неожиданно увидим после дворянских особняков большую бревенчатую русскую избу с резными наличниками, крылечком, причудливым карнизом. Но осталась эта изба совсем не от Конюшенной слободы, а смастерили ее в 70-е годы XIX века по проекту архитектора А. Гуна. Заказчиком был известный московский предприниматель А. Пороховщиков,
Большой Афанасьевский переулок, как и Малый Афанасьев┐ский переулок, проложенный рядом, названы были по церкви Афана┐сия и Кирилла Александрийских. Церковь известна с XV века, сгорела в 1812 году, через несколько лет была отстроена заново, в 1932 году храм закрыли, а с 1992 года богослужения возоб┐новлены.
Большой Афанасьевский выводит нас снова на оживленный Арбат. Справа уже видна Арбатская площадь, впереди - совсем близко подошедший в этом месте - Новый Арбат.
Раньше отсюда хорошо был виден храм Николы Явленного, стоявший по правую сторону улицы, там, где сейчас дом ? 16. Помните в 'Войне и мире' Л. Н. Толстого:
'Около середины Арбата, близ Николы Явленного, Мюрат оста┐новился..'. И еще: 'Путь Пьера лежал через переулки на Поварскую и оттуда на Арбат к Николе Явленному...'. С XVII века славилась церковь своей шатровой колоколь┐ней, украшенной столбами-кубышками, скульптурно выступа┐ющими наличниками, прямоугольными ширинками. Колоколь┐ню уничтожили в 1931 году, храм - в 1933.
Древняя улица Арбат, как мы убедились, место писателями обжитое.
В одном из рассказов И. А. Бунина читаем: 'Жил я на Арбате, рядом с рестораном 'Прага', в номерах гости┐ницы 'Столица'. Гостиница 'Столица' помещалась на втором этаже дома ? 4, И. А. Бунин не раз в ней останавливался.
Номера 'Столицы' примыкали к угловому двухэтажному дому, у которого длинная архитектурная история. Дом XVIII века неоднократно перестраивался, обновлялся. Извозчики XIX века прозывали открывшийся в этом доме трактир 'Брага' и, вероят┐но, имели к тому основания, хотя его истинное название было 'Прага'. В самом начале XX века объявился предприимчивый купец с замечательной фамилией Тарарыкин, пригласил известного архитектора Льва Кекушева, и очень скоро на месте 'Браги' был пост┐роен ресторан, пользовавшийся большой популярностью у твор┐ческой элиты. После революции прервалась на не┐которое время трактирно-ресторанная летопись этого дома, но уже в 1924 году Владимир Маяковский отметил:
'В столовой Моссельпрома - бывшая 'Прага', там весело, чис┐то, светло и уютно, обеды вкусны и пиво не
'Прага' открывалась, закрывалась, перестраивалась и сей┐час напоминает кому утюг, кому корабль этаким флагманом вы┐водящий древнюю улицу Арбат на обширные просторы Арбат┐ской площади. Здесь и закончим мы наше небольшое арбатское путешествие, приуроченное к Дню города.

Утро.
Старый Арбат.
Мелкие капли дождя.
Отец рифмовал:
Арбат - арба,
По Кривоарбатскому
проходя.
Театр Вахтангова,
школа,
роддом,
Свежий запах бензина;
Женщина выставила ведро
с мокрой тряпкой
За дверь магазина.
...Родина...
Вроде бы...
А главное,-
так рано и сыро,
и девушка
передо мной
так же медленно
идет
по мокрому
асфальту.



 
Best Wallpapers For You Sugrob Soft: Софт Руссификаторы Mp3 Video и прочее Получить трафик