Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
 
ЦВЕТНАЯ ИСТИНА

(К 180-летию со дня рождения поэта и критика
Аполлона Александровича Григорьева 1822-1864)

А.А.Григорьев в 1842 году, ровно 160 лет назад, окончил
Московсий университет первым кандидатом. Выбирая название
для статьи, я обратилась к рассуждениямсамого поэта, критика
и философа Аполлона Александровича Григорьева: "Истина в
чистом виде, истина абстрактная, для нас недоступна. Мы можем
усвоить истину "цветную". Выражением "цветной истины" может
быть только искусство". Искусство, по Григорьеву, необходимо н
ационально и даже местно.
Сколько необычайных талантов рождает земля Русская!
Это их отсвет доходит до нас с прохладного небосклона ,
распахнутого над русскими равнинами, где лучшие их
произведения, вписаны в таинственную "книгу небес".
Благодаря нашей памяти и памяти наших современников
именно они потакают любому настрою нашей капризной души в
минуты печали и радости земной жизни.
Талант Аполлона Григорьева - из их числа. Его поэтический
дар несомненен - это чистейший отклик на органическую
потребность русского народа в некоем откровении, отражающем
ну национальной жизни, национального самосознания, на
внутреннюю энергетику нации. Подобный талант, обязательно
скажет своё, новое слово, приносящее людям истину. Это станет
реальной силой, преобразующей мир. И прямо сейчас мне хочется
привести один из шедевров поэта Аполлона Григорьева.
Возможно стихотворения "Комета" и "Над тобою мне тайная
сила дана" не слишком известны, однако полностью
подтверждают вышесказанное.

КОМЕТА
Когда средь сонма звезд, размеренно и стройно,
Как звуков перелив, одна вослед другой,
Определенный путь, свершающих спокойно,
Комета полетит неправильной чертой,
НедосоздАнная, вся полная раздора,
Невзнузданных стихий, неистового спора,
Горя еще сама и на пути своем
Грозя иным звездам стремленьем и огнем, -
Что нужды ей тогда до общего смущенья,
До разрушения гармонии?.. Она
Из лона отчего, из родника творенья
В созданья стройный круг борьбою послана,
Да совершит путем борьбы и испытанья
Цель очищения и цель самопознанья.

Анализ этого, завораживающего внутренней энергетикой
произведения, доставит огромное удовольствие любому
желающему взяться за такую работу. Кстати, а сама Россия -
разве не григорьевская комета?.. Дайте только волю
воображению!
Однако, обратимся к истокам формирования личности
Аполлона Григорьева, безмерно любимого родителями сына,
дворянина и крепостной. Мальчик в буквальном смысле рос в
стенах собственного дома. В семье царил, поддерживаемый
матерью, нелепый и весьма строгий распорядок, с которым
нельзя было не считаться. До 17-и летнего возраста Григорьева
ни с кем, и не под каким предлогом не отпускали из дому, что,
с одной стороны способствовало развитию способностей
мальчика, но мешало выработке его характера. Только поступив
в Московский университет, Григорьев постепенно освобождается
от строгого домашнего контроля.
Природная одаренность Григорьева проявляется в
университете настолько ярко, что граф Строганов, тогдашний
попечитель университета (30-е годы), вынужден был оченьстрого
обратиться к Григорьеву с просьбой "стушеваться", пояснив,
что его поведение действует подавляюще на остальных
студентов, нарушает нормальный ход учебного процесса.
В 1842 году Григорьев оканчивает университет первым
кандидатом наук. Перед ним открывается блестящая
академическая карьера, которой не суждено было осуществиться
в силу многих характерологических особенностей и жизненных
обстоятельств поэта. Некое тёмное "веянье", которое сам
Григорьев явственно ощущал, входит в его жизнь, толкая на путь
"нравственных и литературных скитальчеств". Григорьев живёт в
Петербурге, где издаёт сборник стихов романтического
направления, бедствует, пишет первые критические статьи,
приобретает на всю жизнь пагубное пристрастие к алкоголю.
А тут ещё нелепый брак, которым Григорьев связывает себя на
до конца дней: С этого момента биография красавца-мужчины,
обаятельного человека, поэта, музыканта, критика и философа
начинает приобретать характер прямого самоистребления.
Боже мой, не слишком ли многих русский поэтов постигает
подобная судьба? Кажется, что неумолимый Рок идёт за нимипо
пятам. Судьба, сначала зажигает и бросает их высоко в небо,
где они какое-то время светятся, подобно кометам, а затем
гаснут и исчезают в тлетворной земной атмосфере. Но то, что
они, светясь и сгорая, успели вписать в таинственную
"книгу небес" остается с нами навечно.
Аполлон Григорьев довольно известный в России поэт.
В Большой серии Библиотеки Поэта (1959) ему посвящён целый
том. Однако поэтическое наследие его слишком неравноценно.
Кроме прекрасной лирики, он написал и ещё два (первые два
упоминались ранее), но уже всеми признанных шедевра:
"О, говори хоть ты со мной:" и "Цыганская венгерка"
("Две гитары, зазвенев:"). Они были написаны в Италии и до сих
пор входят в цыганский репертуар. Сам Григорьев определил
этот род лирики, как "метеорскую" кабацкую поэму звуков
безвыходного отчаяния". Особенно, в этой связи, можно отметить
"Цыганскую венгерку".
Вот некоторые выдержки из неё:

":Две гитары, зазвенев,
Жалобно заныли:
С детства памятный напев,
Старый друг мой - ты ли?
Как тебя мне не узнать?
На тебе лежит печать
Буйного похмелья,
Горького веселья!
::::::::.
Квинты резко дребезжат,
Сыплют дробью звуки...
Звуки ноют и визжат,
Словно стоны муки.
Что за горе? Плюнь да пей!
Ты завей его, завей
Веревочкой горе!
Топи тоску в море!
::::::::
Перебор: и квинта вновь
Ноет-зазывает;
Приливает к сердцу кровь,
Голова пылает: "
1857 г.
О, эти звуки "безвыходного отчаяния"! Мы слышим их и
через 100 лет. Как они похожи и как неотвратимы. Только
Только прислушайтесь к внутренней мелодии и словам
стихотворения "Гость" Н. Рубцова.

": Гость молчит, и я - ни слова!
Только руки говорят.
По своим стаканам снова
Разливаем все подряд.
Красным, белым и зеленым
Мы поддерживаем жизнь.
Взгляд блуждает по иконам,
Настроенье - хоть женись!
Я молчу, я слышу пенье,
И в прокуренной груди
Снова слышится волненье:
Что же, что же впереди?
Как же так - скажи на милость!
В наши годы, милый гость! -
Все прошло и прокатилось,
Пролетело, пронеслось?
Красным, белым и зеленым
Нагоняем сладкий бред:
Взгляд блуждает по иконам:
Неужели бога нет?

Через сто лет мелодия стиха стала, пожалуй, более
безвыходной, а отчаяние, звучащее в ней - более глубоким.
Вот такая горькая, такая предельно искренняя получается
перекличка между веками, между русскими талантами.
Если же коснуться лирики двух вышеназванных поэтов, то
и здесь можно найти много общего: Однако, это общее уже не
безвыходность и отчаяние, а любовь к отчему дому, к России.
Здесь живёт душевный покой, который редко выпадает тонко
чувствующим все вибрации жизни поэтам. Именно поэтому он
особенно ценен. Прочитав, приведённые ниже, выдержки из
стихотворений А. Григорьева и Н. Рубцова, вы не только
убедитесь в этом, но и непременно заметите два взгляда на
русскую зиму. Если Григорьев смотрит на неё из глубины
комнаты, через окно, то Рубцов находится в эпицентре первого
снегопада.

ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

Душный вечер, зимний вечер;
Все окно заволокло,
Нагорели тускло свечи -
Не темно и не светло:
::::::::::::.
Слушай лучше: Тоном выше
Тянет песню самовар,
И мороз трещит по крыше -
Оба, право, Божий дар, -
В зимний вечер, в душный вечер:
Да и вечер нужен нам,
Чтоб без мысли и без речи
Верный счет вести часам.
А.Григорьев

ВЫПАЛ СНЕГ

Выпал снег - и все забылось,
Чем душа была полна!
Сердце проще вдруг забилось,
Словно выпил я вина.
Вдоль по улице по узкой
Чистый мчится ветерок,
Красотою древнерусской
Обновился городок.
Снег летит на храм Софии,
На детей, а их не счесть.
Снег летит по всей России,
Словно радостная весть.
Снег летит - гляди и слушай!
Так вот просто и хитро,
Жизнь порой врачует душу:
Ну и ладно! И добро.
Н.Рубцов

В художественной прозе А. Григорьев не дал того, что мог и
должен был бы дать, но зато Григорьев-критик заслуживает
должной похвалы и признания. Как театральный критик он
вообще вне конкуренции. В этой области даже некого поставить
с ним рядом. В литературной критике найдётся не более
трёх-четырех имён более громких, по крайней мере, более
находящихся на слуху у читателя. Исключительная одаренность
Григорьева - критика не получила должного признания среди его
современников. О Григорьеве критике и Григорьеве философе,
приверженеце философского романтизма, вы можете прочитать
в статье Н. Калягина "Последний романтик" в журнале "Русское
самосознание" ? 4.
Набрав в интернете: "Аполлон Григорьев - страничка поэта"
вы также можете найти эту статью.

Т.К.

Газета "МУ" ? 28-29 (4005)
Сентябрь 2002
 
Best Wallpapers For You Sugrob Soft: Софт Руссификаторы Mp3 Video и прочее Получить трафик