Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
 
ПОЭЗИЯ ЖИВОПИСИ ВАЛЕНТИНА СЕРОВА
(К 140-летию со дня рождения В. Серова)
 
  
 
 
  
 

Я вижу, или это только мне снится: солнечный летний день, ветер гонит барашки волн и причудливую пену облаков: Солнце бьет в глаза откуда то справа и заставляет слегка щурится. Невозможно оторвать взгляда от открывшегося взору пространства. Мне кажется, я ощущаю порывы ветра и чувствую, как набегающие язычки мелких волн порывисто лижут ступни. Откуда-то издалека слышны всплески, смех и крики подростков, купающих лошадей: Ближе ко мне, на мелководье - лошадь, рядом с ней, нагнувшись, обнаженный юноша, который, как мне кажется, держит в руке плоский камень и собирается запустить его навстречу набегающим волнам. Впрочем, он, возможно, просто ловит ладонью набегающую волну, чтобы ещё раз почувствовать жгучую свежесть её прикосновения. Купание лошади уже закончено. Её спина ещё не успела высохнуть, а потому лоснится и бликует на свету. Чёрная грива, полная солнцем и ветром, видится мне летящей и золотой.
Неисповедим ход мыслей любого, смотрящего на картину Валентина Серова 'Купание лошади' (С.-П., Русский музей). А мои мысли уже неумолимо уносят меня к юности, к истокам, к поэзии: Да, да - именно к поэзии! Ведь недаром крылатый конь Пегас - вечный её символ родился у истоков Океана. Это он ударом копыта пробил на горе Геликон источник, вода которого дарует вдохновение поэтам.
Так и возникает цепочка: набегающие волны и лошадь на картине Серова, Пегас, который вдруг вспоминается, и: лаконичный, подсознательный, поднебесный полёт мысли поэта :

':В сердце камня - живая вода,
Я беру этот камень в ладони,
И летят на меня сквозь года
Сумасшедшие черные кони.
:::::::::::::
Мчатся чёрные кони во тьме.
О, куда их несёт проведенье?!
О, куда их несёт?.. И во мне,
Будто явь оживают виденья

И коням улетают вослед:'
(Из стих. Л. Котюкова 'Кони')

Вот так - от живописи к поэзии: И это вполне оправдано, потому что творчество Валентина Серова не что иное как поэтическое восприятие действительности
Не стану сейчас обращаться к биографии художника - она известна и доступна для каждого, кто пожелает с ней ознакомиться. Коснусь, пожалуй, лишь нескольких аспектов его творческой деятельности.
Поэтическая атмосфера Абрамцевского кружка, участником которого В. Серов становится конце 1880-х годов, стремление его завсегдатаев, как писал Виктор Васнецов, 'передать красоту нашей русской природы и человека, нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы, мечты, нашу веру' оказала большое влияние на молодого художника. Здесь, а так же в среднерусском Домотканово, Валентин Серов создает свои немногочисленные, но поистине поэтические пейзажи, причисленные к лучшим его работам.
Одним из первых своих произведений, написанных в Абрамцево - картиной 'Девочка с персиками'(1887) Серов решительно заявил о своем таланте. В этой картине он воплотил свой идеал 'отрадного', светлого. В центре внимания портретный образ Веруши, младшей дочери С.И. Мамонтова. Уникальность образа Верочки - в его удивительной открытости, передающей доверительную атмосферу взаимоотношений между обитателями Абрамцева, в поэтическом настрое самого автора.
Серов и далее обращается к тонкому, лирическому и одновременно точному психологическому портрету. Достаточно вспомнить его всем известные картины: 'Девочка, освещённая солнцем', 'Дети', рисунок -'Пушкин в парке', портреты - художника К.А. Коровина, Ф.И. Шаляпина, М.Н. Ермрловой, княгини О.К Орловой и многие, многие другие.
Константин Коровин отметил найденный молодым Серовым новый для русской живописи того времени принцип живописной связи человека с окружающей средой - гармонию красок и единые приемы их свободного наложения. Это было новое художественное видение и новая живописная система.
Серов оставил о себе память у потомков и как талантливый педагог. Двенадцать лет он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были К.Ф. Юон, Н.Н. Сапунов, П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян, К.С. Петров-Водкин. Умер Серов в Москве 22 ноября 1911, но память о нём, как о замечательном представителе русской живописной школы.

Татьяна Кайсарова - член СПР.
Газета Московский университет.
Сентябрь 2005 г.




 
Best Wallpapers For You Sugrob Soft: Софт Руссификаторы Mp3 Video и прочее Получить трафик