СФЕРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА
( Петров-Водкин и Н. Рубцов)
Это таинственное, еще не до конца исследованное время заката
XIX и прихода XX века, неожиданно явившее миру драгоценнейшую
россыпь талантов во всех областях искусства и науки, смело
можно назвать феноменальным. Однако невозможно забыть тот
зловещий фон, на котором подобный феномен развивался:
войны, революции, социальные катаклизмы, классовая рознь,
сопровождающаяся неоправданной жестокостью. Какой же силы
космический импульс должен был послужить толчком к подобному
явлению и кто направил этот импульс на нашу планету?
Беспримерно щедра была рука дающего.
Только одно поименное перечисление талантов, гениев,
выдающихся личностей заняло бы столько времени, что взявшийся
за это занятие, уставший и остановившийся передохнуть в конце,
чуть погодя, с удивлением вдруг произнес бы неожиданно всплывшие в памяти строки О.Мандельштама:
"...Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный
Что над Элладою когда-то поднялся..."
В тот благословенный период, несмотря на мировые
коллизии, в самом человеке настойчиво брало верх то
неординарное, то гениальное, что толкало его на поиски
нового во всех областях науки и искусства.
Вот и сегодня, на рубеже следующего столетия, у нас есть
повод вспомнить об известном российском художнике того
периода - Кузьме Сергеевиче Петрове-Водкине (1878-1939), чьи
необычные запоминающиеся картины известны не только у нас,
но и далеко за пределами России. "Купание Красного Коня",
"Мать", "Смерть Комиссара", "Весна", "Автопортрет", "Портрет
А.Ахматовой" - вот далеко не полный список его революционно новых полотен.Член объединений "Мир искусства" (с 1911) и "Четыре искусства" (с 1924). Испытав в 1900-е гг. сильное влияние немецких и французских мастеров символизма и "модерна" (Ф. фон Штука, П. Пюви де Шаванна, М. Дени и др.), а также В. Э. Борисова-Мусатова, П.-В. стал одним из выразителей символистических тенденций в русской живописи.
Сегодна, в рамках небольшой статьи, я коснусь только
одного из множества аспектов отношения художника к искусству.
Философский подход к творчеству, свойственный мастеру,
потребовал от него совершенно нового, пространственного
освоения темы.
У него стремительно проявляется возникшее еще в юности
отношение к земному пространству - месту деяний человека - как
части беспредельного простора вселенной.
Однажды во время прогулок по холмам над Волгой, близ
родного Хвалынска, он нечаянно упал: "Когда я падал наземь,
передо мной мелькнуло совершенно новое впечатление от
пейзажа, какого я еще никогда, кажется, не получал... Я увидел
землю, как планету. Неожиданная, совершенно новая сферичность
обняла меня на этом затоновском холме".
Как тут не вспомнить шутливые строки из "Тяжелой лиры"
В. Ходасевича:
"Счастлив, кто падает вниз головой:
Мир для него, хоть на миг, но иной..."
Народная поговорка: "в каждой шутке есть доля шутки...", как всегда оказалась верна.
Проблему выражения в искусстве своего нового мироощущения
художник решает постепенно. Способом выражения "космичности"
пространства становится перспектива, названная им "сферической".
Ее элементами можно считать: резкое смещение ближнего и
дальнего планов, создающее "эффект присутствия" зрителя
внутри, в центре изображенного на полотне; построение
изображения по наклонным осям, рождающее ощущение вращения
земной поверхности.
Прежде чем перейти к обоснованию и практическому использованию
"сферической" перспективы, Петров-Водкин тщательно изучает
все приемы построения пространства художниками разных эпох и
направлений. Его интересует "обратная" перспектива древнерусской
иконописи, затем перспективы "итальянская" и "глубинная".
Овладение пространством художник считает для себя делом
чрезвычайно важным.
Он смело ломает традиционные взгляды на живопись. Его
привлекает идея космических связей в природе - ведь "на дворе"
планетарный период развития человечества, эпоха революционных
преобразований и социальных перемен.
Теперь, думаю, можно обратиться к рисунку Петрова-Водкина
"Над обрывом", выполненного тушью в 1920 году. Почему к нему?
Да потому что он в полной мере отвечает правилам его "сферической"
перспективы". Его необычность в том, что пейзаж виден как бы
глазами девушек, сидящих на головокружительной высоте. Только
находясь рядом с ними на холме, можно именно так увидеть
обрыв под ногами, а по его склонам тесно прилипшие друг к другу
деревянные домишки.
Художественный прием вводит нас внутрь изображения,
чтобы и мы могли ощупать взглядом каждый предмет. Находясь в
центре изображаемого пространства, лучи нашего зрения
расходятся по окружности во все стороны, охватывая всю
беспредельную ширь. В этом приеме Петров-Водкин видел
главное достоинство новой "сферической" перспективы. Ему
необходимо, чтобы каждый смотрящий на его картины почувствовал
величие Вселенной и грандиозность совершаемых в ней дел.
В своих поисках необычной "сферической" перспективы,
космически объемлющей все видимое и воображаемое,
К.С.Петров-Водкин, конечно же, был не одинок.
Достаточно вспомнить замечательного современного поэта
Николая Рубцова с его стихотворением "Видения на холме".
Пользуясь поэтическим воображением, Рубцов также выстраивает
своеобразную "сферическую" перспективу и не только в
настоящем времени и видимом пространстве. Свободно выходя
за временные и пространственные рамки, поэт достигает
эффекта необыкновенной силы воздействия на читателя, равной
эмоциональному шоку. Убедитесь сами.
ВИДЕНИЯ НА ХОЛМЕ
Взбегу на холм и упаду в траву.
И древностью повеет вдруг из дола!
Засвищут стрелы будто наяву,
Блеснет в глаза кривым ножом монгола!
Пустынный свет на звездных берегах
И вереницы птиц твоих, Россия,
Затмит на миг в крови и в жемчугах
Тупой башмак скуластого Батыя...
Россия, Русь - Куда я ни взгляни!
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя...
Россия, Русь! Храни себя, храни!
Смотри, опять в леса твои и долы
Со всех сторон нагрянули они,
Иных времен татары и монголы,
Они несут на флагах черный крест,
Они крестами небо закрестили,
И не леса мне видятся окрест,
А лес крестов в окрестностях России.
Кресты, кресты... Я больше не могу!
Я резко отниму от глаз ладони
И вдруг увижу: смирно на лугу
Траву жуют стреноженные кони.
Заржут они - и где-то у осин
Подхватит эхо медленное ржанье,
И надо мной - бессмертных звезд Руси,
Спокойных звезд безбрежное мерцанье...
Т.Кайсарова, газета "Московсуий университет"
|