Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
 
УСЛЫШАТЬ ТИХИЙ ГОЛОС БОГА...
Предисловие к книге Татьяны Кайсаровой СОЗВУЧЬЕ СНОВ


В японских хокку обязательно должно присутствовать «сезонное слово». У Татьяны Кайсаровой лирика привязана к временам года, следуя за «сезонами души». Поэтесса тонко чувствует не только природу, но и отзывающиеся на неё эхом нюансы и извивы человеческой изменчивой натуры. Однако надо всеми переменами у Кайсаровой парит и царит неизменность Духа, стремящегося к своему истоку – Богу и Абсолюту как Высшей Природе. В её стихах мир горний не просто отражён в мире дольнем – он в нём растворён.
Поэзия Кайсаровой при этом отнюдь не страдает выспренностью и тривиальным романтизмом. Она похожа на драгоценную ткань, которую так приятно пропускать между пальцами, наблюдая её складки и метафоры, образы и сверкания. Такая поэзия – с метрами и рифмами, с тончайшим анализом психологических движений – нынче в дефиците. Быть может, потому, что стоит она вне времени. И измеряется только личностью того, кто принёс её в мир.

Я знаю: растворяется и длится
тугое время – в стынущей воде,
в пустопорожнем тиканье синицы,
и облаков несметной череде.

Лирика Кайсаровой, несмотря на свой вневременной (всевременной) характер, кажется, изливается из античности и золотого века русской поэзии. Но при этом поэтесса не чурается реалий третьего тысячелетия, напротив, она бесстрашно выходит им навстречу. Её ментальное оружие – поэтическое слово, магическая серебряная игла синэстезии.

Душа не строит мифов. За окном
рефреном проплывают купола,
и память, как в пространстве дождевом -
блуждающая тонкая игла.

Медитативная лирика не скрывает здесь своих истоков. Природа, Бог, Любовь предстают в ней нераздельными, точнее, перетекающими друг в друга, взаимозависимыми и взаимоотражёнными. В качестве подтверждения хочется привести не цитату, а стихотворение «Когда-нибудь, в ином предместье Бога…» целиком. Стихи Кайсаровой, кстати, по большей части кратки, но при этом весьма «смыслоёмки», насыщены эмоциями и символами. Итак:

Когда-нибудь, в ином предместье Бога
мы будем живы. Живы ли? – Не суть…
Между мирами узкая протока
нас вынесет с тобой куда-нибудь.

Там будет синий вереск, и осока
сомкнёт ножи, чтобы не ранить ног,
заоблачного пуха поволока,
кудрей не задевая, проплывёт.


Остынет чай, растает звёздный лёд,
устанут волны биться у порога,
и даже птица певшая замрёт,
чтобы услышать тихий голос Бога.

Белый, шёлковый, муаровый, светлый, тихий, серебряный – лейтмотивные эпитеты миров Татьяны Кайсаровой. Неволя, сон, берег, поток, тень, игла, звезда, пламя – лейтмотивные слова-состояния… И всё это – о любви. Любви земной, любви небесной:

Во всей вселенной не найдётся места,
не названного именем твоим!

История любви начертана пунктирно. Она мерцает и сквозит в строках, между строк, она витает над ними. Но острый глаз поэтессы и в этой сфере подмечает знаковые детали, сочетания вещности и вечности:

Кто ты мне? Под какими ветрами твой разум
созревал, усложняя структуры программ?
Обжигают гортань новых слов безупречные стразы
и натянута полночь незримой струной до утра.

«Всё во мне и я во всём» – эта строчка Тютчева могла бы стать эпиграфом к творчеству Татьяны Кайсаровой. Настоящий, большой поэт, она ещё и обладает уникальным даром вести постоянный диалог с окружающим миром. Пишет легко и много, как будто страшится потерять счастливую связь с мыслящей вселенной. Шутка сказать, перед нами уже семнадцатая книга её стихов!
И книга эта искрится радостью бытия, но в каждом миге, в каждой секунде наслаждения есть незаметный, постепенно проступающий привкус печали, словно звенит издалека тот самый чеховский «молоточек». Поэтесса мудра, ей открыты и горькие истины. Жить, невзирая на их вечный конвой, – вот главное умение её лирической героини. Умение, которым она щедро делится с нами, своими читателями.


Татьяна Виноградова,
кандидат филологических наук,
член редколлегии
международного альманаха литературы и искусства
«Новая среда»

 
Best Wallpapers For You Sugrob Soft: Софт Руссификаторы Mp3 Video и прочее Получить трафик