Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
 
НЕ НАЧИНАЙТЕ БЕЗ МЕНЯ!
(О творчестве поэта и учёного Т.А. Беляковой)
 
  
 

Начну с того , что я уже давно решила для себя познакомить
читателей нашей газеты с творчеством Татьяны Беляковой –
замечательной поэтессы, имеющей непосредственное отношение
к МГУ. Однако, как это часто бывает: то не могла элементарно
«состыковаться» с ней, чтобы получить достаточное количество
информации, то была занята другими, возможно менее
значительными, но назойливо-неотложными делами… Но встреча
с Татьяной была предопределена. Она, наконец, состоялась в
конце этого года. Я, с большой радостью для себя, узнала, что
вышел внушительный сборник стихов и прозы университетских
авторов «Шестое измерение». Я получила от Татьяны в подарок
экземпляр книги, необходимые сведения и фотографию и сразу
же начала писать статью.
Татьяна Белякова (1974) окончила механико-математический
факультет МГУ, в 1996 году поступила в аспирантуру по кафедре
теории пластичности, в 1999 году защитила диссертацию, избрав
областью своих научных интересов проблемы механики
разрушения.Интенсивно занимаясь научной и преподавательской
деятельностью,Татьяна немалую часть своего плотно
спрессованного времени отдаёт и другому любимому делу жизни –
поэзии. Татьяна Белякова долгое время посещала семинары
литературной студии «Луч», под руководством И. Волгина и до
сих пор сохранила со студией связь связь. Ещё во время учебы
Татьяна несколько раз была участницей Пушкинского конкурса
молодых поэтов и дважды становилась его лауреатом, её первые
публикации были в сборниках, выходящих по итогам Пушкинского
конкурса. И, наконец, в 2002 году увидел свет, уже упомянутый
выше, сборник «Шестое чувство», в котором цикл стихов,
представленных Татьяной Беляковой называется «Четвертая
Галльская».
Молодых поэтов, произведения которых вошли в сборник
связывает многолетняя творческая и чисто человеческая дружба.
Их частые плодотворные творческие контакты, связующей нитью
которых была поэзия, сделали эту группу, возможно главным,
по высокой значимости, внутривузовским поэтическим
объединением талантливых современных русских поэтов.
В этом контексте необходимо упомянуть академика Владимира
Николаевича Кузнецова, о котором, как об учёном и поэте, я уже
писала в одном из номеров газеты в этом году. Это он более двух
лет собирал молодых авторов за круглым столом в лаборатории
Института механики. Конечно же необходимо отметить его
непосредственное многостороннее влияние на вышеупомянутое
объединение молодых талантливых людей.
Однако сегодня я буду говорить только о творчестве одного
из поэтов этой когорты – той самой Татьяны Беляковой, о которой
я уже начала своё повествование.

***

И так по детски хочется бытьсч ними…
Всё лучшее бывает вопреки,
Ещё один, последний раз о Риме!
В последний раз… не отнимай рук

Мозаичными ломкими кусками
Дробится память, наплывает зной.
Но всё уже рассказано – не нами..
Увидено, исхожено – не мной..

Но мы же знали, что нам будет сниться,
В обманчивом уюте и тепле,
Когда мы снова выберем родиться
На обреченной гибнущей земле,

Где небо юно – и ещё не знают,
Как мы шептали в наш последний год:
«Такие страны так не погибают!
Мы встанем. Всё наладится. Пройдёт».

Шептали пересохшими губами.
И над собой же насмехались вдруг.
И шли дожди, и где-то за дождями
Какие-то когорты шли на юг.

Те самые, что нас непобедимей.
Те самые, с крестом на рукаве.
Ещё один, последний раз – о Риме.
А дальше… дальше только о Москве.

Итак, что мы видим при внимательном прочтении её стихов?
Первое, что бросается в глаза – это интуитивное чувство,
позволяющее поэтессе свободно перемещаться во временном
пространстве, переживать ситуации, происходящие в прошлом
так, как если бы это вершилось сегодня, сейчас, вести диалог
находясь одновременно на разных исторических этапах и
уровнях мирового развития. Если прибавить к этому острое
чувство современности, то это необычное совмещение временных
категорий позволяет поэтессе, через развернутую метафору,
добиваться совершенно нового поэтического звучания стиха.
***
Мы давно вместо зеркала смотримся в щит
И в бездонную мглу заповедных озёр.
В наших бывших домах отрешенно молчит
Отвоёванный солнцем и ветром простор.

Здесь подлесок кончается. Сучья да мхи,
Да сосновые иглы в заросшем пруду.
Верно, это про нас говорят: «от сохи»,
Но мы слишком давно не вели борозду.

Это только в легендах мечи говорят,
И оракулу верится с ясной душой.
А на деле редеет усталый отряд,
И земля привыкает считаться чужой..

И уже не поётся, а хочется выть –
Ведь над нами смеются не только враги.
Да, мы знаем кто должен в войне победить.
Но кромешная ночь… Но не видно ни зги.

Опустевший алтарь. Разорённый погост.
Покосился плетень, отворив лисий лаз…
Нам не слышно, как ссорятся боги меж звёзд.
Даже если их ссоры касаются нас.

Объёмное ощущение русского слова и умение обращаться с
ним, также можно отнести к секретам творчества Татьяна
Беляковой. Присовокупив к этому то, что энергетику стиха как бы
подчеркивает некоторая «аритмия» поэтического произведения,
которая приводит порой к неожиданным эмоциональным
всплескам – можно сказать, что творчество Татьяны – будет
близко и понятно не только истинному поэту, но и истинному
почитателю поэзии.


***
В окна дует от резких враз,
Что уже не списать на нервы.
Ветер крикнул, что он за на
Первый
Равнодушно встаю с колен,
Упираюсь в косяк устало:
Слишком много в квартире стен
Стало.
Старый сад набухает тьмой,
И опять запропал где-то
Ненадёжный союзник мой –
Лето.

МАРТ ИЗ БОККАЧЧО

Звенит вода, нарушив сон глубокий
Корней и трав… К концу приходит март.
Но я вернусь, я угадаю сроки
И спутаю расклад гадальных карт.

Прически непослушней, жарче лица,
И ноздреватый снег хрустит в руке.
Солёный снег.
Чума в моей столице,
И каждый враг, и жизнь на волоске

Безумствуют пророки, лгут кометы.
От запертых дверей в леса гоня.
К одиннадцатой повести Фьяметты
Вернусь. Не начинайте без меня!

Думаю, что всем начинающим писать стихи и многим уже
давно пишущим, стоит сильно задуматься над тем, что ПОЭЗИЯ
не просто более или менее удачный набор фраз, за ней стоит в
первую очередь - талант, определённый жизненный опыт и,
конечно, целая сумма знаний по филологии, философии, истории,
психологии и пр. Только всё это позволит душе поэта
соприкоснуться с нашими душами – душами читателей.
Закончу статью стихотворением из творческого цикла
поэтессы в сборнике «Шестое чувство», который она назвала
«Четвёртая галльская» Суммируя прочитанное, вам будет проще
разобраться в смысле диалога двух поэтических героев, который
мог происходить как до нашей эры, так и в настоящее время.

***
У нас, конечно, здесь не Колизей,
Но звери не уступят и столичным.
Один же из бойцов – второй Тезей:
Тот рыжий кельт с оружьем необычным.

Увидишь сам – без промаха разит.
Не хмурься, Гай, теперь других не купишь…
Эх ты, такой столичный сибарит,
Вояка хоть куда, а игр не любишь.

Ну, как тебе Британия? Туман,
Туман и дождь. Когда не дождь, то ветер.
И сколько мерил сапогами стран –
Другой такой ненастной нет на свете.

Мне здешних женщин жаль. – на года два
Отстали мы от моды мало-мальской.
А что, отбросив праздные слова,
Доволен ты своей Четвертой Галльской?

Не подвели? Так по заслугам честь.
Ты славно начал. Но послушай всё же,
Мне тоже было двадцать… сколько?.. шесть.
Ах, милый Гай, у всех одно и то же,

Всем снятся руки ласковой судьбы,
Слепое счастье вечных Сатурналий,
И белый конь, встающий на дыбы,
И встречный ветер и немые дали,

И впереди – сплошной вишнёвый сад,
Венки и чин префекта легиона…
Пожаловал наш квестор. Брось же взгляд,
Его дочурка розовей пиона.

Малышка стала дивно хороша.
Как быстро, Гай, растут чужие дети!
Да, лысой не всегда была душа…
Но как же он насмешлив… встречный ветер!

Службистов дрязги, ломота в костях,
На тридцать миль товарища не встретить.
Стареем в приграничных крепостях,
Пока сенат изволит нас заметить.

А если нет влиятельных друзей,
Забудь и рваться…
А, мы начинаем!
У нас, конечно, здесь не Колизей,
Но в играх мы, увидишь, понимаем.
===========================



Татьяна Кайсарова – редактор
Центра СМИ МГУ,
Член СП.
 
Best Wallpapers For You Sugrob Soft: Софт Руссификаторы Mp3 Video и прочее Получить трафик