Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
 
НЕ НАЧИНАЙТЕ БЕЗ МЕНЯ!
(О творчестве поэта и учёного Т.А. Беляковой)
 
  
 

Начну с того , что я уже давно решила для себя познакомить
читателей нашей газеты с творчеством Татьяны Беляковой -
замечательной поэтессы, имеющей непосредственное отношение
к МГУ. Однако, как это часто бывает: то не могла элементарно
'состыковаться' с ней, чтобы получить достаточное количество
информации, то была занята другими, возможно менее
значительными, но назойливо-неотложными делами: Но встреча
с Татьяной была предопределена. Она, наконец, состоялась в
конце этого года. Я, с большой радостью для себя, узнала, что
вышел внушительный сборник стихов и прозы университетских
авторов 'Шестое измерение'. Я получила от Татьяны в подарок
экземпляр книги, необходимые сведения и фотографию и сразу
же начала писать статью.
Татьяна Белякова (1974) окончила механико-математический
факультет МГУ, в 1996 году поступила в аспирантуру по кафедре
теории пластичности, в 1999 году защитила диссертацию, избрав
областью своих научных интересов проблемы механики
разрушения.Интенсивно занимаясь научной и преподавательской
деятельностью,Татьяна немалую часть своего плотно
спрессованного времени отдаёт и другому любимому делу жизни -
поэзии. Татьяна Белякова долгое время посещала семинары
литературной студии 'Луч', под руководством И. Волгина и до
сих пор сохранила со студией связь связь. Ещё во время учебы
Татьяна несколько раз была участницей Пушкинского конкурса
молодых поэтов и дважды становилась его лауреатом, её первые
публикации были в сборниках, выходящих по итогам Пушкинского
конкурса. И, наконец, в 2002 году увидел свет, уже упомянутый
выше, сборник 'Шестое чувство', в котором цикл стихов,
представленных Татьяной Беляковой называется 'Четвертая
Галльская'.
Молодых поэтов, произведения которых вошли в сборник
связывает многолетняя творческая и чисто человеческая дружба.
Их частые плодотворные творческие контакты, связующей нитью
которых была поэзия, сделали эту группу, возможно главным,
по высокой значимости, внутривузовским поэтическим
объединением талантливых современных русских поэтов.
В этом контексте необходимо упомянуть академика Владимира
Николаевича Кузнецова, о котором, как об учёном и поэте, я уже
писала в одном из номеров газеты в этом году. Это он более двух
лет собирал молодых авторов за круглым столом в лаборатории
Института механики. Конечно же необходимо отметить его
непосредственное многостороннее влияние на вышеупомянутое
объединение молодых талантливых людей.
Однако сегодня я буду говорить только о творчестве одного
из поэтов этой когорты - той самой Татьяны Беляковой, о которой
я уже начала своё повествование.

***

И так по детски хочется бытьсч ними:
Всё лучшее бывает вопреки,
Ещё один, последний раз о Риме!
В последний раз: не отнимай рук

Мозаичными ломкими кусками
Дробится память, наплывает зной.
Но всё уже рассказано - не нами..
Увидено, исхожено - не мной..

Но мы же знали, что нам будет сниться,
В обманчивом уюте и тепле,
Когда мы снова выберем родиться
На обреченной гибнущей земле,

Где небо юно - и ещё не знают,
Как мы шептали в наш последний год:
'Такие страны так не погибают!
Мы встанем. Всё наладится. Пройдёт'.

Шептали пересохшими губами.
И над собой же насмехались вдруг.
И шли дожди, и где-то за дождями
Какие-то когорты шли на юг.

Те самые, что нас непобедимей.
Те самые, с крестом на рукаве.
Ещё один, последний раз - о Риме.
А дальше: дальше только о Москве.

Итак, что мы видим при внимательном прочтении её стихов?
Первое, что бросается в глаза - это интуитивное чувство,
позволяющее поэтессе свободно перемещаться во временном
пространстве, переживать ситуации, происходящие в прошлом
так, как если бы это вершилось сегодня, сейчас, вести диалог
находясь одновременно на разных исторических этапах и
уровнях мирового развития. Если прибавить к этому острое
чувство современности, то это необычное совмещение временных
категорий позволяет поэтессе, через развернутую метафору,
добиваться совершенно нового поэтического звучания стиха.
***
Мы давно вместо зеркала смотримся в щит
И в бездонную мглу заповедных озёр.
В наших бывших домах отрешенно молчит
Отвоёванный солнцем и ветром простор.

Здесь подлесок кончается. Сучья да мхи,
Да сосновые иглы в заросшем пруду.
Верно, это про нас говорят: 'от сохи',
Но мы слишком давно не вели борозду.

Это только в легендах мечи говорят,
И оракулу верится с ясной душой.
А на деле редеет усталый отряд,
И земля привыкает считаться чужой..

И уже не поётся, а хочется выть -
Ведь над нами смеются не только враги.
Да, мы знаем кто должен в войне победить.
Но кромешная ночь: Но не видно ни зги.

Опустевший алтарь. Разорённый погост.
Покосился плетень, отворив лисий лаз:
Нам не слышно, как ссорятся боги меж звёзд.
Даже если их ссоры касаются нас.

Объёмное ощущение русского слова и умение обращаться с
ним, также можно отнести к секретам творчества Татьяна
Беляковой. Присовокупив к этому то, что энергетику стиха как бы
подчеркивает некоторая 'аритмия' поэтического произведения,
которая приводит порой к неожиданным эмоциональным
всплескам - можно сказать, что творчество Татьяны - будет
близко и понятно не только истинному поэту, но и истинному
почитателю поэзии.


***
В окна дует от резких враз,
Что уже не списать на нервы.
Ветер крикнул, что он за на
Первый
Равнодушно встаю с колен,
Упираюсь в косяк устало:
Слишком много в квартире стен
Стало.
Старый сад набухает тьмой,
И опять запропал где-то
Ненадёжный союзник мой -
Лето.

МАРТ ИЗ БОККАЧЧО

Звенит вода, нарушив сон глубокий
Корней и трав: К концу приходит март.
Но я вернусь, я угадаю сроки
И спутаю расклад гадальных карт.

Прически непослушней, жарче лица,
И ноздреватый снег хрустит в руке.
Солёный снег.
Чума в моей столице,
И каждый враг, и жизнь на волоске

Безумствуют пророки, лгут кометы.
От запертых дверей в леса гоня.
К одиннадцатой повести Фьяметты
Вернусь. Не начинайте без меня!

Думаю, что всем начинающим писать стихи и многим уже
давно пишущим, стоит сильно задуматься над тем, что ПОЭЗИЯ
не просто более или менее удачный набор фраз, за ней стоит в
первую очередь - талант, определённый жизненный опыт и,
конечно, целая сумма знаний по филологии, философии, истории,
психологии и пр. Только всё это позволит душе поэта
соприкоснуться с нашими душами - душами читателей.
Закончу статью стихотворением из творческого цикла
поэтессы в сборнике 'Шестое чувство', который она назвала
'Четвёртая галльская' Суммируя прочитанное, вам будет проще
разобраться в смысле диалога двух поэтических героев, который
мог происходить как до нашей эры, так и в настоящее время.

***
У нас, конечно, здесь не Колизей,
Но звери не уступят и столичным.
Один же из бойцов - второй Тезей:
Тот рыжий кельт с оружьем необычным.

Увидишь сам - без промаха разит.
Не хмурься, Гай, теперь других не купишь:
Эх ты, такой столичный сибарит,
Вояка хоть куда, а игр не любишь.

Ну, как тебе Британия? Туман,
Туман и дождь. Когда не дождь, то ветер.
И сколько мерил сапогами стран -
Другой такой ненастной нет на свете.

Мне здешних женщин жаль. - на года два
Отстали мы от моды мало-мальской.
А что, отбросив праздные слова,
Доволен ты своей Четвертой Галльской?

Не подвели? Так по заслугам честь.
Ты славно начал. Но послушай всё же,
Мне тоже было двадцать: сколько?.. шесть.
Ах, милый Гай, у всех одно и то же,

Всем снятся руки ласковой судьбы,
Слепое счастье вечных Сатурналий,
И белый конь, встающий на дыбы,
И встречный ветер и немые дали,

И впереди - сплошной вишнёвый сад,
Венки и чин префекта легиона:
Пожаловал наш квестор. Брось же взгляд,
Его дочурка розовей пиона.

Малышка стала дивно хороша.
Как быстро, Гай, растут чужие дети!
Да, лысой не всегда была душа:
Но как же он насмешлив: встречный ветер!

Службистов дрязги, ломота в костях,
На тридцать миль товарища не встретить.
Стареем в приграничных крепостях,
Пока сенат изволит нас заметить.

А если нет влиятельных друзей,
Забудь и рваться:
А, мы начинаем!
У нас, конечно, здесь не Колизей,
Но в играх мы, увидишь, понимаем.
===========================



Татьяна Кайсарова - редактор
Центра СМИ МГУ,
Член СП.
 
Best Wallpapers For You Sugrob Soft: Софт Руссификаторы Mp3 Video и прочее Получить трафик